Кто такой сюрвейер?

«Дама сдавала в багаж…» — помните, какое неприятное недоразумение случилось с этой странной путешествующей особой? Вот если бы она сдавала на станции свои многочисленные пожитки вместе с представителем этой новейшей профессии, то на конечном пункте маршрута, вместо того, чтобы рассказывать небылицы, ей по «зеленой квитанции» вернули бы ее любимого питомца в целости и сохранности…

Название этой пока еще редкой в России профессии звучит как «сюрвейер». И хотя survey — по-английски «надзор», назвать его «надзирателем» как-то язык не поворачивается. Есть более точные русские названия – ревизор, инспектор, контролер. В транспортной цепочке доставки товара, что по железной дороге, что по морю, слишком много звеньев: отправитель, грузоперевозчик, экспедитор, получатель. Если на одном из этапов доставки произошла порча или утеря товара, кто должен за это отвечать? Как правило, груз застрахован, и данная ситуация — типичный страховой случай. Только вот кому конкретно предъявить претензию? Тогда и возникает необходимость в сюрвейере, который даст свое профессиональное заключение о причинах и характере повреждений, величине ущерба. И уже с этим документом потерпевшая сторона смело может обращаться в суд.

Первые сюрвейеры-практики, как предполагают, произошли от обычных специалистов с большим и разнообразным опытом работы в сфере транспорта и перевозок, им при определенных условиях становился инженер по технике безопасности, специалист по автомобильной или железнодорожной технике или отставной капитан дальнего плавания.

Какова повседневная работа сюрвейера? Прежде всего, он считает и взвешивает. С теми грузами, которые принимаются по количеству, более или менее все ясно. Но каждому, кто когда-либо участвовал в перевозках вагонами, автомашинами, контейнерами, известно, насколько сложна технология подсчета грузов, которые принимаются по массе. Здесь неизбежны ошибки – и появляется возможность для злоупотреблений. Для того, чтобы обеспечить добросовестность взвешивания при погрузке и выгрузке, нужна независимая сторона. Сюрвейер владеет специальными точными методиками взвешивания, например, знаменитый «draft survey» — технология определения веса груза по осадке судна.

Другая серьезная задача специалиста – инспекция сохранности транспортируемого груза. Пришло, скажем, в порт судно с зерном, сюрвейер контролирует процесс перегрузки с судна на зерновоз. Начинает с приемки судна, знакомится с документами на груз, определяет герметичность крышек трюма — не попадает ли вода, и оценивает состояние товара. В процессе разгрузки следит за соблюдением технологии: как высыпается зерно в бункер, осматривает сохранность и чистоту вагона, проверяет люки, пломбы. И самое главное – определяет его вес, взвешивая сначала пустой вагон, а затем – груженый. После прибытия груза на место сохранность пломб проверяется другим представителем сюрвейерной компании. Свои наблюдения на каждом этапе перемещения товара специалисты заносят в рапорт, и весь процесс фотографируется. При этом владелец груза может наблюдать за его транспортировкой, не покидая своего кабинета.

Но вот произошло повреждение груза. Наиболее распространенное мошенничество – чтобы скрыть хищение — преувеличение размера реальных повреждений. Сюрвейер устанавливает наличие, объем и причину порчи товара или, что особенно важно в данном случае, отсутствие повреждения на момент проведения инспекции. Одна из важнейших функций профессиональной службы сюрвея является сертификация. К примеру, во время морских перевозок сертификат удостоверяет расположение в трюмах и крепление груза в соответствии с международными требованиями.

Ключевое определение скрупулезной, хотя в целом достаточно рутинной работы сюрвейера – независимость. Это значит, что настоящий сюрвейер должен быть лично не заинтересован ни в преувеличении, ни в преуменьшении потерь. Результат работы не влияет на его гонорар. Сюрвейерские компании в разных странах являются абсолютно независимыми организациями, в том числе даже от государственных и интересов.